4.1. Выбор профессии

ХОЧУ - МОГУ - НАДО - основные составляющие при выборе профессии

В жизни есть очень мало вещей, которые мы не можем выбирать. Это наше собственное тело, историческая эпоха и страна, в которой мы родились, наши родители и события раннего детства. Все остальное в той или иной степени зависит от нас. Одним из наиболее ответственных моментов нашей жизни является выбор профессии. По важности он сопоставим только с выбором супруга. Поэтому есть смысл отнестись к выбору профессии как можно более серьезно. Хотя, конечно, можно развестись с супругом и можно сменить профессию. Но и тот и другой случай связаны с болезненным переживанием, потерей времени и сил.

По данным анкетирования, выбирая ту или иную профессию, чаще всего хотят, чтобы она:

  • была престижной,
  • хорошо оплачивалась,
  • была интересной,
  • имела хорошие условия труда,
  • ее легко можно было приобрести (конкурс, цены),
  • она соответствовала желанию родителей,
  • можно было бы учиться или работать с друзьями,
  • можно было бы найти работу по специальности.

Из всего перечисленного на первое место нужно ставит интерес, то есть ВАШЕ ХОЧУ. Ведь если работа неинтересна - нет желания работать, а соответственно не будет и карьерного роста.

Второе место - ВАШЕ МОГУ, то есть способности и состояние здоровья

И третье - это востребованность на рынке труда - НАДО. Именно поэтому, выбирая профессию сейчас, нужно знать какие специалисты будут востребованы на рынке труда в ближайшем будущем.

Помощь родителей в выборе ребенком профессии

"Кем быть?" - это тот вопрос, который традиционно задавали себе выпускники средней школы на протяжении десятилетий в нашей стране. Советчиков много - учителя, родители, друзья. Но, конечно же, родители - это лучшие советчики. Ведь Вы знаете интересы, способности, цели и мечты своего ребенка лучше, чем кто-либо еще. Кроме того, Вы заинтересованы в его благополучии и успехе. Но не делайте выбор за вашего ребенка, а помогите ему в этом!

При выборе профессии вашим ребенком, особенно учитывая, что на сегодняшний день образование, пусть даже и на бюджетной основе, стоит немалых денег, следует помнить 3 основных составляющих: "хочу", "могу", "надо".

Познание себя, своих возможностей, способностей, учет состояния здоровья - это "могу". Личные цели, ценности, интересы - это "хочу" (если дело не будет интересным для вашего ребенка возникает сомнение, сможет ли он доучиться до конца, а если даже и закончит обучаться, то какова вероятность того, что он захочет работать по полученной специальности).

Востребованность на рынке труда - это "надо".

Сегодня работодатель предъявляет к работнику 2 основных требования:

  1. Опыт работы. Многие взрослые и молодые люди, когда им задаешь вопрос о том, что мешает устроиться на работу, недовольно бурчат, что работодатель требует опыт работы, а где его взять, если никто на работу не берет. А когда предлагаешь им устроиться на работу в какую-нибудь недавно открывшуюся частную фирму, они не хотят, т.к. там "мало и не вовремя платят". Поэтому, задача родителей, на наш взгляд, дать понять ребенку, что в другое место без опыта работы устроиться крайне сложно, а здесь - хорошая возможность получить самое ценное - опыт работы.
  2. Образование. На сегодняшний день наиболее востребованы рабочие специальности, но и здесь необходимы соответствующие удостоверения. Многие молодые люди считают, что если они получили образование (особенно высшее, а зачастую еще и заочное), то этого вполне достаточно, и дорога в хорошую, обеспеченную жизнь им обеспечена. Так, например, девушка закончившая в г. Советский техникум по специальности "Финансист" на предложение работать секретарем, либо кассиром недовольно говорит, что ее специальность "финансист", а не секретарь. Важно объяснить детям, что многие "большие" люди начинали с малого, и это вполне естественно.

Поэтому задача родителей, на наш взгляд, дать понять своему ребенку, что на сегодняшний день главное - это не просто получить диплом, а умение и навык работы. А все это возможно лишь в том случае, если учиться не ради диплома, а ради знаний, и работать первые годы не столько ради денег, сколько ради опыта работы и получения звания высококвалифицированного специалиста. И еще, помогите своему ребенку понять, что не существует "высокооплачиваемых профессий". Высокая оплата не связана напрямую с определенной профессией: высокую оплату получают за свой труд высококвалифицированные специалисты. Ведь, согласитесь, что не все юристы получают высокие зарплаты, равно как есть врачи и учителя, получающие хороший доход. Оплата - это результат собственной деятельности человека, выбравшего профессию, максимально соответствующую его способностям и интересам.

Помогая своему ребенку развивать уверенность в себе, своих силах, Вы тем самым готовите его к выбору профессии. Вот, что для этого нужно:

  • Поощряйте его настолько, насколько это возможно, хвалите ребенка даже за небольшие достижения,
  • Попросите своего ребенка проанализировать свои интересы, способности и мечты. Когда дети заинтересованы в своем будущем, у них естественно развивается тяга и настойчивость, необходимые для воплощения своей мечты.
  • предложите ребенку представить, как изменится жизнь лет через десять. Обсудите, что в его понимании означает "успех" (ведь успех можно определить по-разному: для кого-то это выражение своего "Я", реализация своих замыслов; для другого, в первую очередь, финансовая независимость; кому-то важны профессиональные достижения и т.д.).

Для того, чтобы избежать ошибок при выборе профессии можно предложить следующий подход к этому вопросу. Попробуйте сначала самостоятельно, а затем при помощи взрослого заполнить три круга:

  1. Сфера деятельности, в которой хотелось бы реализоваться как профессионалу;
  2. Типы профессий, обеспечивающие реализацию интересов;
  3. Типы работодателей, которым понадобятся специалисты в данной области.

Пример:

1 круг - заявлен интерес "ПСИХОЛОГИЯ".

2 круг - можно указать следующие профессии:

  • практический психолог,
  • специалист по работе с кадрами,
  • преподаватель психологии,
  • специалист по связям с общественностью,
  • консультант

3 круг - типы работодателей: психологические службы, школы и дошкольные учреждения, вузы, отделы кадров, телефоны доверия, больницы, реабилитационные центры, милиция, клиенты.

Заполнение круга профессий решает следующие задачи:

  1. Заставляет задуматься о своих интересах. Часто можно наблюдать ребят, сидящих перед чистым листом бумаги. Когда мишура виртуальной "высокооплачиваемой профессии" падает, человек остается один на один с самим собой: "Чего же я действительно хочу?"
  2. Дает информацию о существующих профессиях, которые востребованы на рынке труда.
  3. Позволяет наметить индивидуальную траекторию профессионального развития.

При ЦЗ открыт консультационный пункт для выпускников школ, осуществляющий следующие услуги:

  • помогает определить интересы, склонности, способности и возможности,
  • формирует необходимые навыки для самостоятельного поиска работы,
  • знакомит с профессионально важными качествами (теми, которые помогут многого добиться в определенной сфере),
  • помогает правильно выбрать профессию,
  • оказывает содействие в получении подходящей работы в ближайшее время.

У психолога-профконсультанта центра занятости населения Вы можете получить следующие профориентационные услуги:

  1. Информирование:
    • О мире профессий,
    • О рынке труда в Советском районе,
    • О способах самостоятельного поиска работы,
    • О том, как выстроить профессиональную карьеру.
  2. Профессиональное консультирование:
    • Определение желаний и возможностей человека для более эффективного выбора профессии,
    • Профессиональный отбор на конкретную профессию,
    • Выявление проблем личностного плана.
  3. Психологическая поддержка:
    • Преодоление психологических последствий потери работы,
    • Повышение самооценки,
    • Усиление мотивации на поиск работы,
    • Снятие состояния стресса,
    • Обучение приемам психологической защиты, навыкам поиска работы и самопрезентации.

Обращаться к психологу-профконсультанту - Понкратовой Марине Валерьевне

Качества, которые помогают найти хорошую работу

Профессиональные качества:

  • высокая квалифицированность в своей специальности,
  • квалифицированность в смежных профессиях (специальностях),
  • высокий уровень физических свойств, необходимых для выполнения работы,
  • аккуратность и пунктуальность в работе.

Личностные качества:

  • высокий уровень контактности,
  • терпеливость,
  • упорство в достижении цели,
  • вежливость,
  • честолюбие,
  • опрятность и чистоплотность.

Качества, которые мешают найти хорошую работу

Профессиональные качества:

  • низкая квалификация,
  • отсутствие или низкий уровень интереса и энтузиазма в отношении предполагаемой работы,
  • заинтересованность только в высоком заработке,
  • желание получить сразу престижную работу,
  • плохие деловые качества.

Личностные качества:

  • жалкий внешний вид, неряшливость,
  • самомнение - "я все знаю",
  • неумение изъясняться: слабый голос, плохая дикция, грамматические ошибки,
  • нерешительность,
  • неспособность воспринимать критику,
  • отсутствие чувства юмора,
  • недостаток искренности и уравновешенности.

Прогноз рынка труда

Сегодня многие выбирают специальности, которые наиболее доходны: экономиста, юриста, переводчика, специалиста по связям с общественностью. Однако очевидно, что через несколько лет успех на рынке труда гарантирован совсем другим профессиям. Хорошие шансы на успех имеют те, кто хочет связать свою жизнь с маркетиногом, рекламой и пиаром, но и этим специалистам недостаточно общего образования, необходима узкая специализация. - Сейчас многие специалисты должны обладать более конкретными, узкопрофильными знаниями. Развитие промышленности, которое наблюдается в последние годы, повысило спрос на инженеров, механиков и технологов. Однако следует учитывать, что знание иностранного языка - обязательное условие для технических специалистов практически во всех компаниях.

А вот невостребованность юристов, широкопрофильных банковских работников, переводчиков растет год от года.

Рынок труда Советского района

На сегодняшний день большой спрос на специалистов рабочих специальностей.

Но, чтобы найти работу хорошую работу, и получения рабочей профессии оказывается недостаточно. В настоящее время востребованы не специалисты вообще, а те, кто владеет конкретными знаниями и умениями. Работодателями приветствуется овладение несколькими смежными профессиями.

Высокие шансы на трудоустройство дают так называемые интегрированные профессии: маляр-штукатур-плиточник, столяр-плотник-паркетчик и др..

Среди рабочих профессий предприятиям чаще других требуются водители, слесари по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, продавцы, официанты, повара. Постоянно и в большом количестве работодатели нуждаются в рабочих, владеющих строительными специальностями: каменщиках, плотниках, монтажниках, а также газоэлектросварщиках, слесарях, машинистах различных механизмов, токарях.

По-разному востребованы на рынке труда мужчины и женщины. Если для сильного пола в банке данных постоянно имеется достаточное число вакансий по рабочим специальностям, то найти подходящую работу для женщин очень сложно.

Сегодня на рынке труда царит жесткая конкуренция. В структуре вакансий по району 60-70% рабочих специальностей.

Наиболее востребованные специальности на рынке труда Советского района:

  • Врач;
  • Водитель автомобиля, категорий «В», «С», «Д»;
  • Водитель автомобиля, осуществляющий перевозку опасных грузов;
  • Электрогазосварщик;
  • Кондитер;
  • Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования;
  • Машинист экскаватора;
  • Машинист крана автомобильного;
  • Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования;
  • Парикмахер;
  • Оператор заправочных станций;
  • Бухгалтер;
  • Повар;
  • Швея;
  • Воспитатель;
  • Культорганизатор;
  • Режиссер;

Вверх